Александр Зацепин и его фантастический саундтрек к фильму «31 июня», намного опередивший время

Легендарный советский композитор Александр Сергеевич Зацепин в этом году отметил 95-летие, он бодр, ироничен, остроумен, не жалуется на проблемы со здоровьем и памятью и продолжает работать - в частности, над реставрацией своих старых шедевров. Тему обсуждают социальные сети и новости Троицка.

Диск «31 июня», вышедший и на виниле, и в цифровом виде, - один в серии переизданий, инициированных самим Зацепиным. Переиздания ценны тем, что саундтреки наконец представлены в том виде, в котором были задуманы и записаны маэстро. Музыка из «31 июня» много где фрагментарно издавалась, перепевалась, переосмыслялась, исполнялась на ретро-фестивалях и вокальных телепроектах, но полный оригинальный саундтрек выпущен впервые.

Декорации, костюмы, «спецэффекты» картины Леонида Квинихидзе «31 июня» по нынешним временам, наверно, смотрятся наивно, хотя, включив немного воображения, можно представить, насколько впечатляюще они выглядели для «Мосфильма» 1979 года. А чтобы оценить в превосходной степени музыкальные номера, и воображения никакого не надо: несколько песен («Ищу тебя», «Мир без любимого») вошли в золотой фонд советской поп-музыки, а аранжировки и саунд практически не отличались от тогдашних западных образцов. Для композитора Александра Зацепина работа над саундтреком к «31 июня» стала грандиозным опытом: он собрал лучших певцов, певиц, музыкантов группы «Аракс», приобрел современные инструменты и оборудование, после чего на студии в собственной квартире сделал масштабную и совершенно «несоветскую» запись.

Пластинку, подготовленную под кураторством Зацепина, можно назвать «академическим изданием» (во всяком случае, не только развлекательным). Сюда вошла вся музыка, которая звучала в картине: как вокальные, так и инструментальные номера, в том числе и те, которые вне фильма не стали большими шлягерами. Ряд партий не обошелся без флера мюзикловых условностей - впрочем, при внимательном прослушивании они дают много пищи для размышлений о творческом подходе и профессионализме Александра Зацепина, которому были подвластны многие жанры. Что касается аранжировок, то они для 1979 года (а особенно для СССР) абсолютно новаторские: маэстро смело пускается в эксперименты с электронной музыкой и лет на 10-15 опережает массовый вкус, одновременно задавая стандарты качества.

Но даже это все вряд ли сработало бы, если Зацепин не написал бы к фильму прекрасную музыку, которая за сорок лет стала классикой. Помимо мелодий, можно наслаждаться голосами вокалистов, собранных для записи, особенно женскими. Татьяна Анциферова, Жанна Рождественская и Лариса Долина - настоящая дрим-тим отечественной киномузыки. В мужских партиях для Зацепина были важнее не вокальная мощь, а характеры - с которыми блестяще справились Яак Йоала, Сергей Беликов и Михаил Файбушевич. Актерских диалогов, которые одно время было модно вставлять в саундтреки, в этой работе нет - но вы же помните фильм, так что диск можно использовать как его аудио-версию.

Служба мэломании Южного Портала – по материалам Сети