Если вы сдали товар на ремонт, то можно ли взять аналогичный товар на время ремонта?

В каком случае покупатель вправе потребовать выдачи аналогичного товара на подмену находящегося в ремонте, на какие товары данное требование не распространяется и как рассматриваются возникающие из подобных требований споры в суде? Вопрос отнюдь не праздный, поэтому его часто обсуждают социальные сети и новости Троицка.

На каком основании возникает право получить подменный товар?

Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», при обнаружении недостатков в товаре покупатель может во всех случаях потребовать от продавца возмещения убытков, а также предъявить одно из нескольких требований, предусмотренных данной статьей, в частности, о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара. При этом п.2 ст.20 Закона предусмотрено, что при предъявлении такого требования в отношении товаров длительного пользования покупатель вправе рассчитывать на безвозмездное предоставление аналогичного товара на время ремонта или замены. Об этом также необходимо заявить продавцу, который обязан выполнить требование в трехдневный срок. На основании ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей», товар на время ремонта представляется безвозмездно, он должен обладать теми же основными потребительскими свойствами, что и товар, который будет в ремонте. Доставка обеспечивается за счет того, кому предъявлено требование. После устранения недостатка товара потребитель обязан вернуть товар.

Какие товары не заменяются на период ремонта?

Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. В него входят:

•автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства;

•мебель;

•электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла);

•электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары);

•гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.

Указанные в скобках примеры конкретных товаров не образуют закрытый перечень, что подтверждается судебной практикой.

Какие действия должны выполнить стороны?

Форма требования о предоставлении аналогичного товара на время ремонта или замены законодательно не определена. Но желательно представить отдельное письменное заявление или указать требование в заявлении о ремонте товара, так как в случае рассмотрения дела в суде, часто возникают споры о том, было ли заявлено такое требование и каковы сроки его предъявления. Также добровольно сторонами может быть оформлено письменное соглашение о сроках производства ремонта (не может превышать 45 дней). В обязательном порядке продавец в момент выдачи отремонтированного товара должен предоставить покупателю документ, содержащий сведения об обращении с требованием об устранении недостатка, передаче товара для устранения, окончании ремонта, передаче товара потребителю, устраненном недостатке и материалах и деталях, использованных при ремонте (п.3 ст.20 Закона).

При рассмотрении подобных дел в суде потребитель праве требовать уплату неустойки за нарушение сроков проведения ремонта, за нарушение срока предоставления товара на период ремонта. Если нарушены сроки производства ремонта, истец также вправе заявить требование о расторжении договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар суммы, в том числе неустойки за нарушение срока возврата стоимости товара, компенсации морального вреда, штрафа в размере 50 процентов от присужденных сумм за отказ добровольно удовлетворить требования. Согласно ст.23 Закона, неустойка в указанных случаях составляет 1 процент от стоимости товара за каждый день просрочки.

Союз Потребителей Южного Портала – по материалам Сети